» » » Аэропорт «Домодедово» как зеркало российской коррупции

Аэропорт «Домодедово» как зеркало российской коррупции

17 май 2011, Вторник
70
1

Самое ненавистное чудовище двадцатого века Адольф Гитлер и его людоедское окружение, завоевывая соседние страны, вторгались в них огнем и мечом. Зато теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и тотального телевидения, методы захватчиков изменились. Сегодня можно поработить страну с помощью кредитов, чужой денежной системы и насквозь продажной марионеточной «элиты». Именно так это до недавнего времени происходило в аэропорту «Домодедово». Пока не случилась январская трагедия 2011 года, унесшая десятки жизней безвинных людей. И тут высшая власть России неожиданно для себя самой обнаружила, что самый большой аэропорт Европы, стратегическое предприятие России, принадлежит… иностранцам!

 

Где офшор, там и вор!

Самое время обратиться к материалам, которыми сегодня располагает газета «Президент». Начнем, как может показаться некоторым, несколько издалека.

Итак, в апреле 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы». Глава государства надеялся, что благодаря реализации государственной антикоррупционной политики произойдет коренной перелом общественного сознания. И это приведет к формированию «атмосферы жесткого неприятия коррупции».

По словам президента, коррупция является угрозой национальной безопасности и порождает неверие граждан в возможности государства. «Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто… Пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу».

Проблема коррупции постоянно обсуждается в российских политических кругах. Пришло понимание, что коррупция антагонистична государству, власти, закону и способна противостоять политической и правовой стабильности.

А между тем в этот процесс включена значительная часть экономической – или олигархической? – «элиты», которая использует властные и распорядительные полномочия для личного обогащения, присвоения материальных активов. Почему? Потому что сама возможность таких масштабов коррупции в России возникла в связи с ослаблением государства, заменой идеологической парадигмы, проведением воровской приватизации активов государства, отсутствием принципов ответственного и честного служения Родине.

В «освоение» денежных средств вовлечена значительная часть самых крупных бизнес-негодяев, с ненаказуемым постоянством изобретающих все новые коррупционные схемы и непосредственно участвующих в реинвестировании теневого капитала через офшорные зоны. Большая часть миллиардных реинвестиций поступает в Россию от кипрских и иных офшоров.

Такие схемы достаточно «популярны» в российском бизнесе.

Классическим примером непрозрачности структур собственности, когда реальные собственники спрятаны за цепочкой офшоров, является схема, используемая группой компаний «Ист Лайн», владеющей крупнейшим аэропортом «Домодедово».

Спецслужбы взялись за дело, когда президент России Дмитрий Медведев потребовал от Генпрокуратуры доклада о собственниках аэропорта «Домодедово». Президентское поручение было дано генпрокурору Юрию Чайке после январского террористического акта в аэропорту. «Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять – собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» – сказал президент. Глава государства подчеркнул, что не только правоохранительные органы, но «и структуры власти, хозяйствующие субъекты и коммерческие организации в ответе за объекты, которые они обслуживают, хотя наблюдается желание соскочить».

Гарант Конституции РФ также особо отметил, что коммерческие структуры «должны быть открыты для диалога».

 

Лихтенштейн, Кипр, остров Мэн – далее везде

Пока домохозяйки смотрят мыльные сериалы, а их мужья – кровавые детективы, реальность подбрасывает документальные истории, на фоне которых меркнут все фантазии.

Владельцы аэропорта «Домодедово» менялись с 1991 года более десяти раз, их следы можно обнаружить исключительно за пределами национальных границ, а точнее – в офшорных зонах.

История компании – это многочисленные преобразования с неизменным наличием характерных черт, свойственных теневому бизнесу. А его существование возможно при условии наличия серьезных коррупционных связей во властных структурах.

Совместное советско-лихтенштейнское предприятие «Ист Лайн» возникло в феврале 1991 года в форме акционерного общества закрытого типа. Учредителями СП являлись два свердловских предпринимателя – Дмитрий Каменщик и Дмитрий Шаклеин.

В 1994 году на Кипре была зарегистрирована новая компания – East Line.

Учредителем East Line выступала лихтенштейнская BGT Company Limited, которая принадлежала другой фирме из Лихтенштейна – Lexadmin Trust reg.

Такая схема, даже в то лихое время, правомерно считалась одной из самых непрозрачных форм собственности.

А между тем в 1995 году лихтенштейнская компания East Line учредила российское ЗАО «Ист Лайн». Этот год считается началом освоения государственной собственности аэропорта «Домодедово» при непосредственном участии чиновников Минтранса и администрации Московской области.

В 1997 году между ОАО «Домодедово-2» и ГП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» был заключен договор мены № 01. Акционерное общество передало государственному предприятию обыкновенные именные акции в количестве 42192 штуки номинальной стоимостью 500 000 рублей каждая на общую сумму 21 096 000 000 рублей. А государственное предприятие, в свою очередь, со ссылкой на разрешение Комитета по управлению имуществом Московской области от 04.09.97 года № ис-2971 передало обществу принадлежавшее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество аэровокзального комплекса аэропорта «Домодедово».

После указанных манипуляций с недвижимостью ОАО «Домодедово-2» будет преобразовано в ЗАО «Аэровокзальный комплекс «Домодедово», а ГП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» – в ОАО «Аэросервис «Домодедово».

Которое, после «приватизации» государственного имущества, решением Арбитражного суда Московской области от 9.12.99 г. будет признано банкротом и ликвидировано постановлением главы Домодедовского района от 18.12.2000 г. № 3879.

В 1998 году группа «Ист Лайн» учреждает аффилированную с ней компанию EAST LINE Handling. Позже будет зарегистрирован новый оффшор на острове Мэн, владеющий 19,99% ЗАО «Авиакомпания Ист Лайн» – Airport Services Development Ltd.

В 2001 году в соответствии с договором мены ЗАО «Аэровокзальный комплекс «Домодедово», известное нам как ОАО «Домодедово-2», в оплату переданных ему со стороны компании «HACIENDA INVESTMENTS LIMITED» (Республика Кипр) бездокументарных обыкновенных именных акций передало государственное имущество аэропорта «Домодедово» в собственность офшорной компании. Состав передаваемого имущества – в выноске на фото.

В финансовой отчетности группы «Ист Лайн» за 2000–2001 годы появилась кипрская компания HACIENDA INVESTMENTS LIMITED (обратите внимание на эту компанию). Эта офшорная компания продолжительное время будет владеть крупными пакетами в имеющих отношение к группе «Ист Лайн» компаниях, связанных с разделом и последующим присвоением имущества Российской Федерации. Руководителем HACIENDA INVESTMENTS LIMITED в то время являлся партнер Д. Каменщика – Дмитрий Шаклеин.

С 2004 года аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая, в свою очередь, принадлежит офшорной компании FML Limited с острова Мэн. Совладельцами этой компании выступают адвокаты Шон Кайрнс и Джейн Петерс.

Компания FML Ltd. владеет также 98% акций ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» – собственника аэровокзального комплекса «Домодедово».

Впоследствии международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s отзовет долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг компании FML Ltd «В-» и рейтинг по национальной шкале «ruBBB-» Как сообщалось в пресс-релизе агентства, рейтинги были поставлены на пересмотр в список CreditWatch с негативным прогнозом.

Standard & Poor`s не располагало необходимой для мониторинга информацией о компании. Основной проблемой офшорного владельца аэропорта «Домодедово» в момент помещения рейтингов в список CreditWatch» были сроки погашения собственных обязательств. Влиятельное агентство Standard & Poor`s не смогло определить точный финальный рейтинг, что свидетельствовало о возможных финансовых и иных проблемах в деятельности офшора.

 

Там, где Коган, все в порядке: то ли связи, то ли взятки

Владимир Владимирович – не Путин, а Маяковский – ввел в русский язык значительное количество неологизмов. И откровенно гордился своей революционной рифмой: Коган – погань. Блистательно отреагировал Борис Пастернак: «Маяковский не дурак, раз он Когана – вот так!». К чему это?

Сейчас узнаете.

В свое время у группы «Ист Лайн» возникли серьезные проблемы с законом, уголовное дело по факту контрабанды китайского ширпотреба было возбуждено и передано в Следственное управление ФСБ.

Однако почему-то, когда председателем совета директоров компании стал В. Коган, уголовное дело было тихо завершено. Все неприятности группы «Ист Лайн» закончатся условными сроками для низшего звена менеджеров и потерей некоторых структурных подразделений.

Однако наш финансово-экономический детектив продолжается.

В 2005 году Росимущество подает исковое заявление о расторжении 75-летнего договора аренды аэропорта «Домодедово» с группой «Ист Лайн», а затем оспаривает сделку, в соответствии с которой группа «Ист Лайн» стала владельцем имущественного комплекса. Росимущество посчитало бесчинством внесение государственного имущества в уставный капитал ЗАО «Аэровокзальный комплекс «Домодедово» без согласования с Мингосимуществом.

Казалось бы, вот, наконец-то, взяли жуков за одно место.

Но не тут-то было.

Этот спор закончится тем, что председатель Росимущества Валерий Назаров все-таки «решил вопрос» с председателем совета директоров группы «Ист Лайн» Валерием Коганом. Или Коган решил вопрос с Назаровым.

 

Состав передаваемого имущества

1. Привокзальная площадь с асфальтовым покрытием площадью 12318,0 кв. м.

2. Часть здания «Аэровокзал» площадью 60609,6 кв. м.

3. Сооружение с условным номером объекта 50:28:14:00007:011.

4. Сооружение с условным номером объекта 50:28:14:00007:12.

5. Сооружение с условным номером объекта 50:28:14:00007:13.

6. Часть нежилого здания «Торговый зал» общей площадью 405,3 кв. м.

7. Часть здания «Аэровокзал» общей площадью 14081,7 кв. м.

8. Автостоянка общей площадью 3317 кв. м.

9. Здание административное - склад общей площадью 419,8 кв. м.

10. Здание мастерских общей площадью 455,8 кв. м.

11. Здание административно-производственного корпуса общей площадью 1618,6 кв. м.

12. Здание нежилое склад общей площадью 357,0 кв. м.

13. Здание склада общей площадью 414,0 кв. м.

14. Здание гаража общей площадью 254,7 кв. м.

15. Здание проходной общей площадью 9,5 кв. м.

16. Здание автобазы общей площадью 118,8 кв. м.

 

Иностранцы окончательно захватили российский аэропорт

Следует обратить внимание на то, что Минтранс РФ и губернатор Московской области Борис Громов поддержали группу «Ист Лайн» в ее споре с Росимуществом о законности «приватизации» аэропорта «Домодедово».

Все выглядело чинно и благопристойно. «Поддерживая озабоченность руководства Московской области ситуацией вокруг аэропорта «Домодедово», Минтранс России отмечает, что действия по урегулированию имущественных отношений в аэропорту должны осуществляться с учетом результатов ранее проведенных в нем проверок. Минтранс заинтересован в скорейшем разрешении конфликта и надеется, что возникшая ситуация не будет иметь негативных последствий для деятельности аэропорта» – сообщалось в официальном заявлении Минтранса.

Тем не менее, в 2007 году в истории «Домодедова» происходят изменения.

Для управления аэропортом создается новая компания – «Группа Ист Лайн». В эту группу входит управляющая офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и 15 коммерческих организаций.

На создание сомнительной структуры группы «Ист Лайн» обратило внимание агентство Standard & Poor’s, давшее этому собственную оценку. «Негативное влияние на рейтинги «Ист Лайна» оказывают сложная и непрозрачная корпоративная структура… сильная зависимость от председателя правления компании, а также информационные риски выше среднего уровня, высокие юридические риски и риски регулирования, присущие ведению бизнеса в России» – отмечалось в отчете аналитиков.

В 2010 году происходят самые показательные изменения. Согласно ежегодному отчету в компании FML Limited, которая номинально контролирует «Домодедово», 36,3% акций компании владеет некто Шон Кайрнс, а 63,7% – некто Джейн Петерс. Показательно, что в 2009 году у FML было три акционера. Третьим был сомнительный офшор – Copperwood Nominees Limited.

В марте прекращает существование известное нам ЗАО «Аэровокзальный комплекс ДОМОДЕДОВО».

30 марта 2010 года был зарегистрирован новый бренд – ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ».

…Московские таксисты ласково называют аэропорт «Домодедово» «домики». Того и гляди заменят иностранные акционеры первое слово в новом бренде, и получим мы с вами какой-нибудь «КОРРУПЦИОНЕР ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» имени Ельцина и Гайдара.

Татьяна Волкова

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
  1. CastsaivaSuib
    CastsaivaSuib Гости 14 июля 2011 (12:36)
    Пластичная, наибыстрейшая и безопасная литевая форма
Редакция в лицах
Партнеры