Москву берут в союзники

4 июня 2010 | Новости
Доктрина национальной безопасности Барака Обамы отражает реалии сегодняшнего дня. Россия и Китай названы в ней «новыми центрами силы»
Москву берут в союзники
С одной стороны, стратегия национальной безопасности США, которую на днях официально обнародовал Белый дом, не является чем-то принципиально новым. Во-первых, этот документ рождается регулярно – начиная с 1986 года, когда Конгресс США повелел исполнительной власти рассказывать народу, как правительство видит обеспечение его, народа, безопасности. Во-вторых, по выражению «Вашингтон пост», в доктрине Барака Обамы содержится «чуть-чуть Джорджа Буша и много Билла Клинтона». Это означает, что Обаме приходится поддерживать на высоком уровне боеспособность вооруженных сил и использовать военную мощь Америки для продолжения войн, начатых Бушем.
С другой стороны, нынешний президент, в отличие от Буша, ищет союзников (как это делал Клинтон) и понимает, что без международной поддержки США не могут рассчитывать на успех не только в военных акциях, но и в борьбе с распространением ядерного оружия, терроризмом, наркотрафиком, киберпреступностью, изменением климата и другими вызовами нашего времени. Поэтому новая стратегия предусматривает не только развитие партнерства с традиционными западными союзниками, но и «углубление сотрудничества с другими центрами влияния в XXI веке, в том числе с Китаем, Индией и Россией».
«Мы стремимся построить устойчивые, содержательные и многомерные отношения с Россией, основанные на взаимных интересах. В интересах США — сильная, мирная и процветающая Россия, которая уважает международные нормы. Поскольку две наши страны обладают большинством ядерных вооружений в мире, мы работаем вместе в целях продвижения режима нераспространения», — говорится в 52-страничном документе.
«Необходимы, – указывает Сэмюэл Бергер, который при Клинтоне был помощником президента по национальной безопасности, – такие сдвиги в международной сфере, как, например, перефокусирование с «Большой восьмерки» на G-20 – группу, которая включает в себя страны, постепенно выходящие на первый план, – такие, как Китай и Бразилия. США не могут нейтрализовать без помощи других государств большинство глобальных угроз. Да мы и не должны сами нести это бремя».
Это бремя – удавка для госбюджета США в эпоху экономического кризиса. Бюджет при Клинтоне был профицитным, при Буше – дефицитным, а при Обаме стал кризисным (дефицит составил $1,42 трлн в прошлом году и должен, по расчетам, составить $1,17 трлн в этом году). Не потому, что Обама «гуляет по буфету», а потому, что на дворе такой глобальный экономический спад, какого не было со времен Франклина Рузвельта. Без массированных государственных вливаний полумертвая экономика сама не выздоровеет.
Именно в этой ситуации и заключается главная новизна стратегии Обамы. Ни при одном из его предшественников не было такого обилия внешних угроз в сочетании со столь острыми внутренними проблемами.
«С этими проблемами приходится сталкиваться и другим странам, в том числе России, – сказал в интервью корреспонденту «Президента» Джеффри Манкофф, заместитель директора Центра исследований международной безопасности Йельского университета, видный специалист по России. – И именно эта общность глобальных проблем дает уникальный шанс интеграции России в международные структуры, в которых участвуют и западные государства».
На вопрос, имеет ли он в виду только вступление России в организации типа ВТО или же он включает в понятие «интеграция» также двусторонние отношения США–РФ, политолог ответил: «Да, конечно, речь идет и о двусторонних отношениях между нашими странами, которые в экономической области являются более чем скромными».
По словам Манкоффа, перспективы отмены Конгрессом злосчастной поправки Джексона-Вэника 1974 года, которая мешает развиваться взаимной торговле, к сожалению, туманны. «Всем понятно, что уже давно речь идет не об эмиграции из СССР. Раньше был СССР, и не было эмиграции. Сейчас есть эмиграция, и уже нет СССР. Так что дело тут в другом: у многих конгрессменов и сенаторов есть свои, чисто конъюнктурные соображения, из-за которых они противодействуют отмене этой поправки», – сказал политолог.
Возвращаясь к доктрине национальной безопасности США, любопытно сравнить выступления на эту тему двух президентов, которые вашему корреспонденту довелось слышать с разрывом в восемь лет: в 2002 году – Буша, а совсем недавно – Обамы на церемонии посвящения в офицеры выпускников военной академии США в Вест-Пойнте.
Джордж Буш говорил о «войне с террором». Барак Обама – о том, что ведется война с «Аль-Каидой». Конкретно с ней – чтобы в исламском мире не возникали ненужные обиды. Исламский мир и Америка должны быть друзьями.
Буш говорил о недопустимости выжидания, о необходимости быть первыми (менее чем через год он осуществил эту установку в отношении Ирака). Обама, напротив, подчеркивал, что применение военной силы – это не то, с чего надо начинать, а то, чем надо заканчивать, – в случае крайней необходимости.
В стратегии национальной безопасности США 2010 года есть особый раздел, озаглавленный «Использование силы». В нем говорится: «Хотя применение силы иногда бывает необходимым, мы намерены исчерпать все другие возможности, прежде чем начать войну… А когда применение силы становится необходимым, мы хотим применять ее так, чтобы это отражало наши ценности и усиливало нашу легитимность...»
Далее в документе поясняется, что применение силы могут легитимизировать, в частности, ООН или НАТО. Однако доктрина Обамы – и в этом он не отличается ни от кого из предыдущих президентов – сохраняет за США право при необходимости действовать в одностороннем порядке.
Что это – тот же изоляционизм, что и у Буша, только в облегченном виде? Bush Lite, как назвал эту политику (на манер какой-нибудь Pepsi Light) внешнеполитический журнал Foreign Policy.
Скорее – «постизоляционизм». Обама и его единомышленники исходят из реалий современного мира.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.


Владимир Путин

Президент России

Сайт Президента России:

Флаг РФ

Путин на 70 сессии ГА ООН: текст

Открытые письма Президенту РФ

Игра в войну: бомби ИГИЛ

Пора собрать отрезанные головы

А321: Восток против РФ

Додоигрывались с террористами

О чём 1392 журналиста не спросили Путина

СМИ США: Путин – сильная личность

Путин заявил о нехватке качественного преподавания русского языка



мир отказывается от доллара и евро Смерть в небе над Украиной От основания ФРС до захвата РФ Сгорела история России Фантастический роман А. Тюняева В реальном времени

Путин: уроки нацязыков в школах забирают часы у русского

Ко дню рождения Путина в Нью-Йорке вывесили баннер с его портретом

Вячеслав Володин

Председатель Государственной Думы
Российской Федерации

Вячеслав Володин: Диалог возможен даже тогда, когда преимущество подавляющее


11 октября 2016 || – Государственная Дума – крупный политический инструмент. Функции Госдумы выходят далеко за пределы разработки и принятия законов. В наше напряжённое время, прежде всего, необходимо, чтобы возросла роль российских парламентариев в мировом политическом процессе. Чтобы депутаты получили возможность выступить единой политической командой по решению многих стыковых вопросов современности. И этим служили надёжной опорой Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Та же самая миссия лежит на Госдуме и внутри страны. Пора переступить через образ депутата как человека, нажимающего кнопку голосования, и наполнить его ответственностью за избирателей и за Россию, ведь главное в нашей работе – забота о наших гражданах.

– Приоритеты, обозначенные в «майских указах» Президента России 2012 года, для нас являются первоочередными. В этом ключе социально-экономическая повестка становится главной. Благодаря этим указам в развитии нашей страны уже сделаны важнейшие реальные шаги. Мы должны развивать успех и в экономической, и в социальной политике, и в развитии территорий, и в других областях.

– Надо исходить из того, что Россия – миролюбивая страна. Наша держава всегда подчеркивает, что мы делаем всё для поддержания мира. Государственная Дума Российской Федерации выступает с абсолютно чёткой позицией – мир во всём мире. В связи с этим наше мнение даже о самой «возможности» войны резко отрицательно.

Дмитрий Медведев

Председатель правительства России
03 октября 2016 Медведев обличил: У США не могло быть ядерного оружия, поскольку не было и нет «закрытых» городов
29 сентября 2016 Эдгар Кейси: рассказ о будущем России-2017
20 июля 2015 Лже-Романовых закатывают в асфальт
Мировые тенденции, факты, события
Проект
История России
Настоящая история нашей Родины
19 мая 2015 Византия – книжная выдумка
24 июля 2015 Ядерного оружия у США не было и нет
25 июля 2015 Реальная история. Как Русь торговала с Византией

Настоящая трагедия: США шокированы разрывом сотрудничества с Россией в ядерной сфере

06 октября 2016 || Соединенные Штаты драматично восприняли новости об одностороннем выходе России из соглашения касающегося сотрудничества в ядерной сфере. Новости о том, что между российской государственной корпорацией "Росатом" и министерством энергетики США "все кончено" вызвала настоящий шок в Белом доме.

"Ряд санкций, введенных Белым домом в отношении РФ, непосредственно затронули направления сотрудничества, предусмотренные Соглашением о сотрудничестве между Россией и США в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах... В рамках заявленной американской стороной линии последовали отмены двусторонних встреч и мероприятий по атомной энергетике, что может быть квалифицировано как нарушение пункта 3 статьи IV и пункта 1 статьи X Соглашения", - говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ.

В Государственном департаменте уже назвали решение Кремля о разрыве соглашения о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах с США, подписанный 16 сентября 2013 года в Вене, трагедией.