Сельская школа России. Неужели для неё настала «эпоха возрождения»?

23 февраля 2019 | Новости, Закон, Россия, Народ, Дети, Образование

Сельская школа России. Неужели для неё настала «эпоха возрождения»?Возрождение социального института «земского учителя», состоявшееся в ходе Послания президента России Федеральному Собранию РФ 20 февраля 2019 года, стало для многих полной неожиданностью. Поскольку все последние годы мы наблюдали весьма опасный процесс фактического уничтожения малокомплектных сельских школ. И связано это было с тем, что в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» предусмотрен, так называемый, «нормативно-подушевой» принцип финансирования образовательных учреждений. То есть, чем больше в школе учеников, тем больше средств должно быть затрачено на её финансирование. И, если в городе обычная средняя школа может насчитывать до тысячи учеников, то в маленьком сельском поселении в школе может учиться от силы 25-30 человек. Причем, - разного возраста и в разных классах.

Есть и еще один немаловажный фактор. Финансирование образовательных учреждений осуществляется из муниципальных, городских или региональных бюджетов. А давно уже ни для кого не секрет, что порой во многих муниципальных (особенно – в сельских) бюджетах, как образно говорят у нас в народе, - «дырка от бублика».

И подобного рода ситуация привела к тому, что за последние 20 лет в России в целом были практически закрыты (то есть – уничтожены) более 15 тысяч малокомплектных школ. Даже, несмотря на то, что пунктом 4 статьи 99 Федерального Закона «Об образовании» специально в 2012 году было прописано о частичном отклонении для малокомплектных школ от принципа «нормативно-подушевого» принципа финансирования.

Однако, помимо чисто экономической проблемы за последние 20 лет в системе сельского образования назрела и другая важнейшая проблема – кадровая. Ибо, заработная плата сельского учителя по своему уровню не идет ни в какое сравнение с заработной платы его коллеги-учителя из городской школы. Она зачастую в разы ниже.

Так, к примеру, разница между заработной платой учителей одной и той же специальности в городе Москве и в ближайшей к Москве Тверской области отличается в 4-5 раз!

При таких обстоятельствах, естественно, все получившие педагогическое образование специалисты пытаются найти себе место в большом городе, в областном центре или вообще перейти на работу в другую сферу.

Объявленная президентом России мера по привлечению на село квалифицированных педагогических кадров скорее всего сыграет свою положительную роль. И будет способствовать тому, чтобы хоть какая-то часть квалифицированных педагогов обратила свое внимание на малокомплектную сельскую школу. Но, не решив в комплексе всех проблем развития и финансирования системы сельского образования, нельзя будет рассчитывать в этом процессе на долговременный эффект.

Кроме того, сегодня следует серьезно пересмотреть всю систему подготовки педагогических кадров в целом и особенно – подготовки тех, кто в последствии поедет работать на село в качестве «земского учителя».

И в первую очередь нам необходимо вернуть и восстановить систему специализированного высшего педагогического образования. Ибо, в ходе так называемых «реорганизаций» российских ВУЗов практически все региональные педагогические институты были слиты с другими гуманитарными (а порой – и с техническими!) ВУЗами в, так называемые, региональные «опорные университеты». В которых резко снизился уровень подготовки будущих учителей. Кроме того, при подготовке школьного учителя полностью не пригодна система «бакалавриат-магистратура». Здесь речь должна идти о целенаправленном «специалитете». А если говорить о подготовке будущего «земского учителя», - то вообще должен быть разработан особый курс. Включающий в себя все важнейшие элементы социальной адаптации будущего «земского учителя» в сельской среде. Вплоть до того, как вести собственное подсобное хозяйство и обращаться с сельскохозяйственными орудиями и техникой.

«Земский учитель» изначально должен становиться на селе «своим человеком», наиболее уважаемым и наиболее активным! Только тогда он может рассчитывать на доверие односельчан. Что будет являться важнейшим залогом всех его успехов в учебно-воспитательной работе с их детьми.

Есть и еще одна немаловажная проблема, которая возникла сегодня в связи с объявлением инициативы президента России о возрождении в России социального института «земского учителя».

В.В.Путин в своем Послании заявил о том, что каждый педагог, пожелавший направиться в село и стать «земским учителем» получит 1 миллион рублей подъемных средств. И это – безусловно, здорово!

Но! Нужно бы вспомнить и о сотнях тысячах уже работающих на селе «земских учителях»! И сделать так, чтобы эти преданные своему социальному долгу люди не почувствовали своей ущербности и ущемленности. Нельзя допустить косых взглядов в среде самих учителей! Потому что вновь прибывший молодой начинающий педагог сразу получит миллионную «премию», а живущий и работающий там много лет трудяга-учитель опять останется ни с чем!

Есть и еще одна опасность.

Складывается впечатление, что кое-кто из представителей властных и правоохранительных структур на местах вообще ничего не услышал в Послании президента России 20 февраля 2019 года и не сделал для себя никаких выводов по поводу ситуации с сельскими малокомплектными школами. Потому что в ряде небольших населенных пунктов (в связи с тем, что у муниципальных бюджетов просто не оказалось никаких реальных средств) были созданы негосударственные образовательные малокомплектные учреждения (что Федеральный Закон полностью допускает). И руководителями этих негосударственных учреждений стали весьма опытные учителя. Зачастую – пенсионеры.

Но, некоторым нашим весьма ретивым чиновникам и представителям правоохранительных органов почему-то подобного рода «инициативы» пришлись не по душе! Видимо, потому, что взять с этих негосударственных организаций нечего. И на них начались настоящие гонения и облавы.

Так буквально в день оглашения Послания президента России Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года ко мне обратились родители детишек из поселения Габовское Дмитровского района Московской области. Которые получили грозное «предписание» от прокурора Дмитровского района В.В.Белика в месячный срок сделать в спортзале школы высоту потолка не 4 метра, а 6 метров. Иначе – школа будет немедленно закрыта, а дети будут «хлебать киселя по бездорожью» в другую деревню за 7 верст!

Именно о подобного рода идиотизме наших чиновников как раз и говорил в своем Послании президент России 20 февраля!

Поэтому одной из важнейших задач по реализации начинания президента России по восстановлению в нашей стране социального института «земского учителя», как я думаю, в первую очередь будет как раз преодоление косности и идиотизма некоторых наших чиновников и конкретных исполнителей.

А Русский Учитель всегда был одним из самых лучших и самых уважаемых людей в нашей стране!

 

 

Сергей Комков – главный редактор газеты «ПРЕЗИДЕНТ», президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, член Союза писателей Москвы, д.пед.н., д.ю.н., проф.           


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 Комментарий #1

Георгий

» цитировать

Почему сняли Тюняева, за то, что иногда писал правду о бесправии русского народа  еврейской властью, нашли боле толерантного  президента газеты, а оплачивать будет  газету и издавать в Англиит Усманов?

      

 Комментарий #2

Евгений

» цитировать

Здравствуйте Сергей Константинович, возможно мелкий шрифт не способствует комфортному прочтению.

      





Добавление комментария
Ваше Имя:

Ваш E-Mail:


Коментарий:

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Владимир Путин

Президент России

Сайт Президента России:

Флаг РФ

Путин на 70 сессии ГА ООН: текст

Открытые письма Президенту РФ

Игра в войну: бомби ИГИЛ

Пора собрать отрезанные головы

А321: Восток против РФ

Додоигрывались с террористами

О чём 1392 журналиста не спросили Путина

СМИ США: Путин – сильная личность

Путин заявил о нехватке качественного преподавания русского языка



мир отказывается от доллара и евро Смерть в небе над Украиной От основания ФРС до захвата РФ Сгорела история России Фантастический роман А. Тюняева В реальном времени

Путин: уроки нацязыков в школах забирают часы у русского

Ко дню рождения Путина в Нью-Йорке вывесили баннер с его портретом

Вячеслав Володин

Председатель Государственной Думы
Российской Федерации

Вячеслав Володин: Диалог возможен даже тогда, когда преимущество подавляющее


11 октября 2016 || – Государственная Дума – крупный политический инструмент. Функции Госдумы выходят далеко за пределы разработки и принятия законов. В наше напряжённое время, прежде всего, необходимо, чтобы возросла роль российских парламентариев в мировом политическом процессе. Чтобы депутаты получили возможность выступить единой политической командой по решению многих стыковых вопросов современности. И этим служили надёжной опорой Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Та же самая миссия лежит на Госдуме и внутри страны. Пора переступить через образ депутата как человека, нажимающего кнопку голосования, и наполнить его ответственностью за избирателей и за Россию, ведь главное в нашей работе – забота о наших гражданах.

– Приоритеты, обозначенные в «майских указах» Президента России 2012 года, для нас являются первоочередными. В этом ключе социально-экономическая повестка становится главной. Благодаря этим указам в развитии нашей страны уже сделаны важнейшие реальные шаги. Мы должны развивать успех и в экономической, и в социальной политике, и в развитии территорий, и в других областях.

– Надо исходить из того, что Россия – миролюбивая страна. Наша держава всегда подчеркивает, что мы делаем всё для поддержания мира. Государственная Дума Российской Федерации выступает с абсолютно чёткой позицией – мир во всём мире. В связи с этим наше мнение даже о самой «возможности» войны резко отрицательно.

Дмитрий Медведев

Председатель правительства России
03 октября 2016 Медведев обличил: У США не могло быть ядерного оружия, поскольку не было и нет «закрытых» городов
29 сентября 2016 Эдгар Кейси: рассказ о будущем России-2017
20 июля 2015 Лже-Романовых закатывают в асфальт
Мировые тенденции, факты, события
Проект
История России
Настоящая история нашей Родины
19 мая 2015 Византия – книжная выдумка
24 июля 2015 Ядерного оружия у США не было и нет
25 июля 2015 Реальная история. Как Русь торговала с Византией

Настоящая трагедия: США шокированы разрывом сотрудничества с Россией в ядерной сфере

06 октября 2016 || Соединенные Штаты драматично восприняли новости об одностороннем выходе России из соглашения касающегося сотрудничества в ядерной сфере. Новости о том, что между российской государственной корпорацией "Росатом" и министерством энергетики США "все кончено" вызвала настоящий шок в Белом доме.

"Ряд санкций, введенных Белым домом в отношении РФ, непосредственно затронули направления сотрудничества, предусмотренные Соглашением о сотрудничестве между Россией и США в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах... В рамках заявленной американской стороной линии последовали отмены двусторонних встреч и мероприятий по атомной энергетике, что может быть квалифицировано как нарушение пункта 3 статьи IV и пункта 1 статьи X Соглашения", - говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ.

В Государственном департаменте уже назвали решение Кремля о разрыве соглашения о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах с США, подписанный 16 сентября 2013 года в Вене, трагедией.