Поздравляем с праздником Купало!

21 июня 2015 | Новости, Закон, Президент, Политика, Россия, История России, Народ, Дети, Образование, Экономика, Культура, Наука, Литература

Праздник Купало уже в 12-м веке являлся общегосударственным. Его отмечали на Руси, в Англии и других странах на центральных площадях столиц и городов. В мероприятиях, связанных с Купалой, главными действующими лицами являлись цари и свободные люди. Сегодня Церковь закрыла нам глаза на эту мудрость. Под гнётом религии: и государства приходят в упадок, и цари стали продажными, и люди уже не свободны.

В 2015 году древнейший на Земле русский и славянский праздник Купало приходится на 21 июня. Купало – астрономический праздник. Поэтому его началом служит момент, когда Солнце переходит границу 30 градусов Близнецов – 0 градусов Рака. Происходит это событие в 16:38 UTC или по московскому времени – в 19:38.

Суть праздника Купало

Основа праздника – астрономическое явление летнего солнцестояния: в этот день продолжительность дня максимальна, а ночи – минимальна. До Купалы день возрастает, в момент Купалы Солнце достигает своей наивысшей точки на небе – забирается на купол. Отсюда и название. После Купалы продолжительность дня идёт на убыль.

Правильное название праздника – Купало. Слово «Купало» всегда стоит в среднем роде – как обобщающее понятие, одинаково существующее для всех (ср. мыло, солнце, сердце, слово и т.д.).

Этимология – от русского «копна» – «собрание»: ср. копное право, совокупность, покупка, купол и т.д. На Купалу весь русский народ и затем славянские народы собираются в общественных местах и на природе, общаются, наслаждаются немеркнущим днём, неприходящей ночью, знакомятся, ищут себе суженного, веселятся и т.д.

У праздника есть прозвище – Солнцеворот. Оно связано вовсе не с тем, что Солнце в этот день как бы поворачивается на убыль. Солнцеворот – это обозначение очень интересного астрономического явления, которое называется «предварение равноденствий». Природа этого явления лежит в геофизике планеты Земля и связано с тем, что ось вращения Земли, или Ось Мира, не остаётся неподвижной.

Рис. 1. Прецессия: цифрами отмечены даты в годах; стрелками показано вращение Оси Мира; точкой «0» показано положение Оси Мира на середину 80-х годов XX века [Большая советская энциклопедия].

Явление перемещения Оси Мира называется – прецессия (рис. 1). Это движение Ось Мира совершает вокруг Центра Мира (неподвижный центр Неба, вокруг которого вращаются звёзды) со скоростью 1 градус за 71,5 год. В результате прецессии Ось Мира постепенно меняет своё положение. В эру Рыб, закончившуюся в 2002 году, Ось Мира указывала на созвездие Малой Медведицы.

По этой причине в прежние времена день празднования Купалы с каждым годом перемещался на всё более раннюю дату – на 1 день за 71,5 лет. Именно поэтому праздник Русалии – купальские колядки – «остался» в своём древнем времени – 7 июля – и отстал от Купалы.

Все древние русские и славянские праздники имеют астрономическую природу и никак не связаны с религией. Поэтому христианская подмена «Иван Купало» или «Иванов день» неправильна, оскорбительна и дремуча, ибо христианство делает из астрономического явления акт очеловеченной религиозности, играя на необразованности некоторой части своей паствы.

Астрономическая основа Купалы

Праздник Купало имеет, возможно, наиболее древнюю традицию на Земле. Мифология праздника вошла в наиболее древние мифы, и, прежде всего, это Близнечные мифы (см., например, в «Энциклопедии народов мира» или статью Тюняева А.А. «Близнечные мифы – древняя диалектика космоса»).

К Близнечным мифам относятся четыре древнейших русских и славянских праздника. Из них Коляда – зимнее солнцестояние – мифологически бог Коляда ещё в утробе матери Мары (у христиан перевёртыш – уже рождество, Рождение христианского бога). Напомню, бог – это год времени.

Купало – летнее солнцестояние – мифологически рождение бога (у христиан перевёртыш – бог находится в утробе девы Марии: прошло 3 месяца беременности).

Поздравляем с праздником Купало!

Рис. 2. Карта Мира (поверхности Земли) с русским обозначением созвездий.

На рис. 2 представлена географическая карта Мира (из «Сказок из Библиотеки Ивана Грозного»). В средние века почти все географические карты изготавливали с изображением звёздного Неба, зеркально наложенным на поверхность Земли (пример можно посмотреть здесь).

Праздники связаны не с Солнцем, а с расположением Оси Мира – её ориентацией на Центр Мира, то есть на Полярную звезду. Ось солнцестояний «Коляда – Купало» в астрономии называется колюром солнцестояний. А ось равноденствий «Комоедица – Родогощь» называется колюром равноденствий.

Планета Земля вместе с галактикой Млечный Путь в пространстве летит из точки Коляды (антиапекс в созвездии Сварога-Геркулеса) в точку Купалы (апекс в созвездии Персея), при этом, описывая огромную дугу, ось которой смотрит на Полярную звезду.

Куда летит наша Земля и галактика? Неизвестно. Но само движение в направлении созвездия Сварога (Геркулеса) мифологически означает стремление к чему-то очень важному, значительному, символизируемому понятие Золотой век – чтобы совокупиться со счастьем (отсюда Купало). А солнечное стояние – это закономерный результат такого движения.

Древние параллели праздника Купало

Наиболее ранним свидетельством проявления Близнечного мифа следует считать материалы археологического памятника Сунгирь (26 тыс. до н.э.; г. Владимир). Здесь в 1969 году археолог Виктор Глазов обнаружил парное погребение двух детей (рис. 3): мальчика 12 – 13 (южное погребение; Сунгирь-2) и девочки 9 – 10 лет (северное; Сунгирь-3). Детей похоронили в центре жилища, на месте очага. Дети были уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатыми головами друг к другу. Детей похоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов [БСЭ].

Поздравляем с праздником Купало!

Рис. 3. Парное погребение подростков в поселении Сунгирь – в стиле близнечного культа.

Академик В.В. Иванов пишет: «В близнечных мифах воплощена идея объединения двух мифологических противоположностей, одну из которых воплощает брат, а другую – сестра» [Мифы народов мира].

Не надо, в след европейской «науке», считать наших предков дикарями. Находки Сунгиря свидетельствуют о существовании в 26-м тысячелетии до н.э.: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счёта», – такую характеристику содержит каталог «Уникальные находки со стоянки Сунгирь (верхний палеолит) из коллекции ВСМЗ», опубликованный в 1999 году Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

То есть календарь у наших предков был уже тогда. И к мнению сотрудников музея присоединяется археолог В.И. Ларичев: «Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания… появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад)… поселение Сунгирь».

В мезолите (15 – 7 тысяч лет до н.э.) Близнецовые мифы на Руси получили своё развитие. Наши предки создали в это время иеневскую археологическую культуру, широко распространённую в Центральной России. Близнецовская скульптурка с двумя лицами (6300 – 5600 лет до н.э.) была обнаружена на Оленеостровском могильнике.

Рис. 3. Слева вверху – скульптурное изображение оленеостровского Купалы, прорисовка в двух проекциях (иеневская мезолитическая культура, 6300 – 5600 лет до н.э., Русская равнина); справа – то же, фото; слева внизу – изображение «Януса» на римской монете.

Подробнее о Близнечных мифах смотрите в моей ранней статье; о древних русских и славянских праздниках – в другой моей статье; о количестве поселений на территории Центральной России – в моём докладе в Институте археологии РАН.

Общегосударственный статус праздника Купало

Сегодня при обще христианизации населения астрономическая основа русских и славянских праздников вычеркнута религиозными домыслами, направленными на манипуляцию общественным сознанием. Но в 19-м веке христианство было ещё не так сильно, и русские астрономические традиции сохранялись многими славянскими народами.

Известные исследователи, такие как В.Я. Пропп, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон (да, и позже, В.И. Даль, М.Р. Фасмер, Б.А. Рыбаков) и др., отмечали повсеместно празднование Купалы (подробнее): «Купало – народный праздник в ночь с 23 на 24 июня… Обычаи и поверья, связанные с Ивановым днем и в общем сходные у всех европейских народов, несомненно древнего происхождения. У нас Купалу олицетворяется в виде соломенной куклы, которую сжигают или топят, или зарывают в землю. Иногда рядом с куклой, представляющей женское существо (Купалу, Марину-Марену), является и мужская кукла (Ярило, Кострома). Эта пара купальских олицетворенных существ (Иван и Купало, Иван да Марья), встречающиеся и у других народов (нем. Ганс и Грета)… В эту же ночь ведьмы слетаются на Лысую гору. Почти повсеместно распространено возжение костров».

Исследователи 19-го века отмечают государственный статус праздника: «В Германии и Франции XII — XVII вв. костры зажигались в селах и городах, в последних – мэром, перед ратушей. В Лондоне купальские огни запрещены в 1539 г. Этим огням (Johannisfeuer, le feu de St. Jean) придавалось очистительное значение, избавляющее от болезней, устраняющее всякую нечисть и, главное, ворожбу. По славянскому народному поверью, они имеют отношение к урожаю: кто выше скачет через купальский костер, у того уродится и хлеб выше… Параллель между купальскими песнями и обрядами и греческим культом Деметры и Персефоны: Купало или замещающий его Иван, являющийся в песнях похитителем и даже убийцей девушки, соответствует Плутону – похитителю Персефоны и вместе с тем подателю урожая, дарителю изобилия».

Понятно, в цитатах перепутались древние русские и пришлые христианские моменты, но смысл понятен: праздник Купало уде в 12-м веке имел государственный статус.

Теряя образованность и уходя в религию, современная власть пытается знания заместить возможностью манипуляций, представляя людей не свободными личностями, а стадом верующих овец и баранов, которым нужен пастырь (пастух).

Но верующие верят не только в хорошее и не только тому пастырю, который их уже ведёт на пастбище или на бойню. Верующие легко уверуют в любого мессию, который грамотно «навешает лапшу им на уши» и поведёт на другое пастбище или на другую бойню. Сейчас мы это видим в ситуации, когда Украина превращена в библейский театр братоубийственной войны. Когда дорвавшиеся до украинской власти сионские пастыри ведут народ Западной Украины на другое пастбище, обильно политое кровью своих же братьев из Донбасса.

Традиции праздника Купало

Традиции русского праздника лучше всего видны и понятны из старинной русской сказки «Сестрица Кострома и братец Купало». В восстановленной варианте из Библиотеки Ивана Грозного эта сказка становится предельной ясной. Юноша Ярило – Солнце. Ярославль – его обитель на древней Оси Мира (см. выше).

Вредоносная царица Мара – религиозная дева Мария. Город Кинешма – место, где она кинула девицу Кострому в реку и т.д. География русских городов, селений, рек и священных мест до сих пор хранит память о событиях древних лет (см. примечания ниже).

Итак, сказка «Сестрица Кострома и братец Купало»:

В тереме высоком, на берегу Волги широкой жили сестрица Кострома [2] и братец Купало [2].

Пошли они как-то раз за речку, в лес по ягоды – землянику собирать [3].

Перебрались на тот берег, идут по дорожке [4].

Видят, на дороге конское [5] копытце с водицей. Братец Купало и говорит:

– Сестрица, я пить хочу. Я из этого копытца напьюсь.

– Не пей, Купало, коником станешь.

Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, коровье копытце [6] стоит.

– Сестрица, сестрица, я пить хочу! Позволь я из этого копытца напьюсь.

– Не пей, Купалушко, бычком станешь.

Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, овечье копытце [7] стоит.

– Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

– Не пей, братец, баранчиком станешь.

Но Купало не утерпел, отвернулся и напился из бараньего копытца. И в тот же миг баранчиком обратился.

Бежит рядом, блеет.

– Я же говорила тебе, братец: не пей! Почему же ты меня не послушался?

Идут, плачут оба.

Навстречу им молодец статный Ярило [8]. Он из Рязани к себе домой возвращался. Вот он и говорит Костроме:

– Девица-красавица, продай мне барашка твоего.

– Нет, не продам! Это братец мой, а не баранчик!

Ярило взял их обоих, увёз к себе в Ярославль [9] и на красавице Костроме женился. А баранчика в доме оставил.

Жили они дружно – не тужили. Но вот Ярило решил на ярмарку съездить, торгом потешиться.

Увидела тут царица Мара [10], что Ярило-солнце терем свой без присмотра оставил, и шасть в него. Смотрит, а там уже и жёнушка молодая – красавица Кострома, да баранчик какой-то бегает.

Взлютовала Мара – ведь она сама всё в жёны к Яриле набивалась. Решила чёрная царица Кострому со свету сжить. Взяла девушку, камень большущий на шею ей привязала и под Кинешмой [11] в реку бросила. А сама платьице Костромы надела да Костромой обернулась.

Вернулся Ярило с ярмарки, да ничего не заметил.

И говорит ему новая жена:

– Хочу баранинки. Давай зарежем барашка того.

Ярило махнул рукой: ну, раз сама Кострома того просит, так тому и быть.

А баранчик подбежал к Яриле и говорит:

– Отпусти меня, Ярилушко, на речку водицы испить напоследок.

Отпустил его Ярило, а Купало к речке подбежал, да сестричку свою кликать стал:

– Сестричушка, Костромушка, меня, баранчика, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипятят железные, огни горят жаркие!

А сестрица ему и отвечает:

– Купалушко, родимый мой, тяжёлый камень, ко дну меня тянет. Бела-рыба в глаза клюёт. Люта змея сердце сосёт. Шёлкова трава ноги спутала!

Баранчик вернулся домой. Полежал, потосковал и опять у Ярилы на реку просится. Отпустил его Ярило, а сам за ним следом пошёл – посмотреть, зачем это баранчик на реку ходит.

А баранчик сел на бережку и опять кричит:

– Костромушка, сестричушка, меня, барашка, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипят железные, огни горят всё жаркие!

А сестрица ему и отвечает:

Ярило увидел это и Кострому из реки вытащил. Камень с шеи снял. И жену свою законную домой отвёл. А Мару – обманщицу в город Юрьев [12] к Ярилиной горе [13] отвели. А там, на Комоедицу [14], её и сожгли.

Примечания:

1. Кострома – древнейший русский сказочный мужской персонаж, олицетворяющий вторую половину года – от 22 июня по 21 декабря.

2. Купало – древнейший русский сказочный женский персонаж, олицетворяющий первую половину года – от 1 января до 21 июня.

3. В средней полосе России созревание ягод земляники приходится на начало июля.

4. Так сказочным путём описывается смена астрономических эр.

5. Конское копытце является сказочным отражением эры Близнецов, то есть 8 – 6 тысяч лет тому назад.

6. Коровье копытце является сказочным отражением эры Тельца, то есть 6 – 4 тысячи лет тому назад.

7. Овечье копытце является сказочным отражением эры Овна, то есть 4 – 2 тысячи лет тому назад.

8. Ярило – русский сказочный персонаж, олицетворяющий годовое весеннее (ярое) солнце.

9. Ярославль – город захода солнца-Ярилы (запад по отношению к Юрьеву).

10. Мара – русский сказочный персонаж, олицетворяющий смерть и чёрные силы. В христианстве – дева Мария.

11. Кинешма – город назван в честь этого события.

12. Юрьев – переиначенное имя города Ярилин, данное этому населённому пункту по месту восхода солнца-Ярилы (восток по отношению к Ярославлю).

13. Ярилина гора – сегодня называется Георгиевской горой.

14. Комоедица – древнейший русский праздник поминовения покойных предков, отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день сжигают чучело Мары, пекут поминальные лепёшки – блины. В христианстве – масленица: в одном из вариантов этой сказки Купало (Иван) стал козлёночком после того, как полизал масло козье.

О празднике Купало для детей

И, наконец, о русских праздниках для детей я написал цикл стихотворений «Магия славянских праздников» (книга вышла в 2009 году), в котором Купале посвящены следующие строки:

Купало

На дворе июнь стоит.

День велик, а ночь мала.

Но Макошь нам говорит,

Что Марена ожила.

Мы зажжём костры в лугах.

Хороводы заведём.

Росы встретим на стогах.

И веночки заплетём.

Ночь купальская мала.

Веселись на разный лад!

С двадцать третьего числа

Солнце вновь пойдёт на спад.

Поздравляем с праздником Купало!

Кстати, традиция пускать венки на воду пошла как раз из сказки «Сестрица Кострома и братец Купало». На Руси венок является символом замужества – вспомните выражение «пойти под венец». Молодые люди надевали друг другу на голову сплетённые из свежих трав и цветов венки – как символ любви.

В древнем Русском мире всё было устроено гораздо более грамотно. Как бы это ни казалось удивительным, но люди были гораздо более духовными и более образованными (для своего времени). Это следует, в частности, из берестяных грамот 11 – 12 веков, а также из всё ещё сохранившихся традиций.

Лишь в поздние века, когда народы пришли в соприкосновение, из южных пределов на Русь проникли установки каменного века. Изголодавшиеся жители пустынь и джунглей, вечно враждующие и дерущиеся за кусок пищи и не утруждающие себя ни одеждой, ни совестью.

Возрождение Руси начнётся с осознания того, что Государство должно быть светским и свободным. С праздником Купало вас, дорогие друзья!

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»

Андрей Тюняев, Битва за мировой престол. Андрей Тюняев, Организмика. Трансформация. Русский Китай (экспорт цивилизации).  Тюняев А. А. Сказки из библиотеки Ивана Грозного.

Ирина

Очень полезная и своевременная информация.

Неля

Большая благодарность Вам за  подвижнечество!

Владимир

Полезная информация. Читаю детям Ваши книги. Спасибо.

Сайт Президента России:

Флаг РФ

Путин на 70 сессии ГА ООН: текст

Открытые письма Президенту РФ